Пояснительная записка
Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения - детского сада № 196 (далее - МБДОУ детский сад № 196) разработан в
соответствии с действующими правовыми и нормативными документами системы
образования:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального
образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 года №
1155;
- Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка и
организации осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования» от 30 августа 2013
года № 1014;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Образовательной программой дошкольного образования муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада № 196
- Уставом МБДОУ - детского сада № 196.
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
- развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- интеграции образовательных областей, видов образовательной деятельности,
форм работ с детьми в соответствии с возрастными особенностями воспитанников,
спецификой и возможностями образовательных областей;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках
непрерывной образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов в
соответствии со спецификой дошкольного образования;
- принцип соответствия образовательной нагрузки на ребенка в течение дня
требованиям действующих СП;
- принцип оптимизации режима дня и двигательного режима с учетом возрастных
психофизиологических особенностей воспитанников.
ОП ДО состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений (п. 2.9.ФГОС ДО). Обязательная часть в группах
общеразвивающей направленности представлена в соответствии с федеральной
образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте
России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847). Часть, формируемая участниками
образовательных отношений, в группах общеразвивающей направленности выстроена на
основе методического пособия «СамоЦвет». Данный выбор программы обеспечивает
целостность образовательной работы и содействует эффективному решению проблемы
преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую.
Определенная в плане образовательная деятельность, отражает все направления развития:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть,
формируемая участниками образовательных отношений; количественные характеристики
с учетом СП 2.4.3648-20).
Учебный план МБДОУ – детского сада № 196 соответствует Уставу и отражает
реализацию
образовательных
областей
через
детские
виды
деятельности,
предусмотренные ФГОС ДО, гарантирует ребёнку получение комплекса образовательных
услуг
в
соответствии
с
утвержденным
муниципальным
заданием.
Учебный план МБДОУ – детского сада № 196 на 2024 – 2025 учебный год
является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и
объём учебного времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной
деятельности, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и
предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей.
Учебный год (образовательный период) начинается с 1 сентября и заканчивается
31 мая. МБДОУ - детский сад № 196 работает в режиме пятидневной рабочей недели,
обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников.
В 2024 - 2025 г. в МБДОУ - детский сад № 196 функционирует 11 групп,
укомплектованных в соответствии с возрастными нормами:
- Группы раннего возраста № 9, № 8;
- Группы младшего возраста № 7;
- Группы среднего возраста № 1, № 11;
- Группы старшего возраста № 3, № 4; № 5, № 10;
- Группы подготовительного к школе возраста № 6, № 12.
Учебный план соответствует Уставу МБДОУ - детского сада № 196,
образовательной программе, обеспечивая выполнение требований ФГОС ДО к условиям,
гарантирующим ребенку получение качественного дошкольного образования.
В структуре учебного плана выделяются:
обязательная часть образовательной программы дошкольного образования
(составляет не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение
образовательной программы дошкольного образования);
часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет
примерно 40% и обеспечивает выполнение регионального компонента образовательной
программы дошкольного образования.
В соответствии с требованиями образовательной программы дошкольного
образования в учебном плане определено время на образовательную деятельность,
отведенную на реализацию образовательных областей.
Содержание педагогической работы обеспечивает развитие личности, мотивации и
способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие
структурные единицы, представляющие определенные направления развития и
образования детей (образовательные области): «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Социальнокоммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое
развитие», «Физическое развитие», которые входят в структуру непрерывной
образовательной деятельности. Они реализуются как в обязательной части и в части,
формируемой участниками образовательных отношений, так и во всех видах
деятельности, и отражены в календарно-тематическом планировании рабочих программ
педагогов МБДОУ - детского сада № 196. В каждой образовательной области определены
виды образовательной деятельности с детьми по реализации поставленных задач в части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает вариативность образования; отражает специфику детского сада; позволяет
более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать
специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в
которых осуществляется образовательный процесс.
В часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса,
включены направления, обеспечивающие гражданско-патриотическое, духовнонравственное воспитание детей, формирование ценностного отношения к окружающему
миру, другим людям, себе, приобретение первичного опыта деятельности и поведения в
соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми
в обществе.
Выбранные направления создают условия для воспитания и развития детей в
соответствии с комплексом образовательных областей: парциальная программа
«СамоЦвет», авторов: О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В.
Закревская, - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019; «Основы безопасности детей
дошкольного возраста», Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева и др.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных
областей «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,
«Социальнокоммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
отражено в расписании непрерывной образовательной деятельности (НОД). НОД как
«условные часы» используются как одна из форм образовательной деятельности,
предусмотренной как в обязательной части, так и в части формируемой участниками
образовательных отношений, кроме этого в учебном плане отражены основные виды
деятельности в соответствии с ФГОС, наиболее характерные для каждого возраста детей.
Количество и продолжительность организованной образовательной деятельности
устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями
(СанПиН 1.2.3685 - 21):
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности:
для детей от 1,5 до 2 лет – не более 10 минут;
для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут;
для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут;
для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут;
для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут;
для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:
в группах раннего возраста не превышает 20 минут;
в младших группах не превышает 30 минут;
в средних группах не превышает 40 минут;
в старших группах – 50 минут;
в подготовительных группах – 90 минут.
В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность,
проводятся физкультурные минутки, дыхательная и пластическая гимнастика.
Продолжительность перерывов между занятиями – не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может
осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность
составляет не более 25 - 30 минут в день. Образовательную деятельность, требующую
повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, планируется
проводить в первой половине дня.
На основании ОП ДО, учебным планом в неделю предусмотрен следующий объем
образовательной деятельности по основной части и части и формируемой участниками
образовательных отношений: группа детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) – 2
часа 30 минут (150 минут); группа детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) – 3 часа
40 минут (220 минут); группа детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) – 4 часа 50
минут (290 минут), группа детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) – 7 часов 30
минут (450 минут).
Длительность образовательной деятельности запланирована в соответствии с
требованиями, определенными СП 2.4.3648-20, включая часть программы, формируемую
участниками образовательных отношений: группа детей младшего дошкольного возраста
(3-4 года) – 15 минут; группа детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) – 20 минут;
группа детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) – 25 минут; группа детей старшего
дошкольного возраста (6-7 лет) – 30 минут.
Образовательная деятельность по физическому развитию детей осуществляется 3
раза в неделю. Один раз в неделю для детей старшего дошкольного возраста
образовательная деятельность по физическому развитию детей планируется на открытом
воздухе, проводится в дни, когда нет образовательной деятельности по музыкальному
развитию детей. Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в
образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и
самостоятельной игровой деятельности, в семье.
При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей,
педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики два раза в год в
сентябре и мае (п. 3.2.3.ФГОС ДО).
В организацию образовательного процесса включены зимние каникулы –
последняя неделя декабря, первая и вторая неделя января, творческие каникулы. Во время
каникул и в летне-оздоровительный период проводятся развлекательные мероприятия. В
летний период проводятся спортивные и подвижные игры, музыкальные и спортивные
праздники, развлечения, а также увеличивается продолжительность прогулки.
Учебный план МБДОУ – детского сада № 196
Образовательные
области,
приоритетные
направления
Обязательная часть
Социальнокоммуникативное
развитие
Познавательное
развитие
Базовый вид детской
деятельности
с 1,5 до 3-х лет
Длительность
образовательной
деятельности
Формирование
элементарных
математических
представлений/исследов
ательская деятельность
Формирование
целостной картины мира
Речевое развитие
Развитие речи
Чтение художественной
литературы
ХудожественноРисование
эстетическое
Лепка
развитие
Аппликация
Конструктивная
деятельность
Музыка
Физическое развитие
Физическая культура
Часть,
формируемая
участниками
образовательного процесса
Познавательное
ОП «СамоЦвет»
развитие
Итого:
Количество занятий /образовательных ситуаций/ в неделю, год
с 3 до 4-х лет
с 4 до 5-ти лет
с 5 до 6-ти лет
10 мин.
неделя
15 мин.
год
неделя
20 мин.
год
неделя
6 до 7-ми лет
25 мин.
год
неделя
30 мин.
год
неделя
год
Образовательные ситуации проходят через все ОО
1
36
1
36
1
36
1
36
2
72
1
36
1
36
1
36
1
36
1
36
1
36
1
36
1
36
2
72
2
72
В совместной деятельности и через интеграцию с другими образовательными областями
1
1
-
36
36
-
1
0,5
0,5
36
18
18
1
0,5
0,5
36
18
18
2
0,5
0,5
72
18
18
2
0,5
0,5
72
18
18
В совместной деятельности и через интеграцию с другими образовательными областями
2
3
72
108
2
3
72
108
2
3
72
108
2
3
72
108
2
3
72
108
неделя
год
неделя
год
неделя
год
неделя
год
неделя
год
-
*
10
(150
мин)
-
*
10
(200
мин)
-
1
36
1
36
13
(325
мин)
468
14
(420 мин)
504
*
10
(100
мин)
360
360
360
*осуществляется в ходе образовательной деятельности с детьми и в режимных моментах, самостоятельной деятельности и
интеграции с другими образовательными областями.